![]() ![]() ![]() |
|
Идеалы красоты
Наши предки Многие считают, что озабоченность своей внешностью - явление новое, что совершенно не так. На протяжении всех веков человек проявлял интерес к красоте, или, может быть, лучше сказать: к привлекательности и к форме. В прежние времена критерии и нормы красоты создавали художники, писатели и те, кто обладал властью в обществе. Для того чтобы стать образцом красоты и представлять собой идеал, необходимо было быть на виду, поэтому идеалы красоты в прошлом представляла в основном знать. Сегодня порядок вещей изменился. На нас оказывают мощное влияние средства массовой информации и кино, и наши идеалы в большой степени формируются в мире кино и моды. Несмотря на то, что идеалы красоты в какой-то степени подвержены изменениям, у человека существует также и базовое подсознательное и, возможно, врожденное предпочтение, отдаваемое определенным типам внешности. Оно связано с нашими репродуктивными потребностями и нашей сексуальностью и, по-видимому, не претерпело особых изменений за все прошедшие века. Тем не менее, заметны и определенные исторические различия. Например, во многие периоды и во многих культурах в идеал красоты входила полнота. В те времена, когда пища была скудной, полнота свидетельствовала о более высокой способности добывать пищу и, тем самым, надежде на успех и наличии условий для обеспечения своих потомков всем необходимым. Сегодня подход абсолютно другой, поскольку более стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем и средствами для поддержания хорошей физической формы. Мы также знаем, что избыточный вес связан со всеми видами заболеваний, которых мы хотели бы избежать сами и от которых хотели бы уберечь наших детей.
Из исторических периодов мы можем извлечь более надежные свидетельства о том, что люди считали красивым и чему они поклонялись. В эпоху Классической Греции (V-IV вв. до н.э.) идеалы красоты стали более ясными и четко определенными. Философ Платон писал, что каждый человек должен иметь три желания: "быть здоровым, разбогатеть честным путем и быть красивым". Платон также делал математические расчеты в попытке определить стандарты красоты, однако указывал, что истинная красота требует гармонии и хорошего вкуса. В ту эпоху красота была предметом культа. Статуи Аполлона, бога любви и красоты, были установлены во многих домах, так как хозяева верили, что черты его внешности отразятся на потомках.
В эпоху Классического Рима многие художники довольствовались копированием греческих идеалов красоты. Женской красоте, по крайней мере, в начале этого периода, придавалось меньшее значение. Женщину рассматривали как преимущественно домохозяйку и мать, а римских правителей больше интересовали войны и политика. Постепенно это положение изменилось, и нам известно, что император Нерон был большим почитателем и поклонником красоты своей жены Поппеас (Poppaeas). Для сохранения ее прекрасной белой кожи ей всегда приносили большое количество ослиного молока, в котором она принимала ванны. Поппеас хотела умереть молодой, чтобы никогда не видеть в своем зеркале старуху. Ее желание исполнилось. Со времени классического периода до Средних Веков идеалы красоты оставались относительно постоянными. В Средние Века женщин почитали как за их внешность, так и за их работу в домашнем хозяйстве. Идеалам красоты того времени в большей степени соответствовали стройные женщины с бледной кожей, и в Средние Века женщины тоже предпочитали одежду, подчеркивающую представления красоты того времени. Тонкую талию выделяли широкие пояса, а походку акцентировали движением бедер. При изготовлении одежды использовали шелк, драгоценные металлы и камни. В эпоху Возрождения (с конца 14 до середины 16 столетия) художники и ученые пытались объяснить и описать красоту в научных терминах. Другой представленной в живописи красавицей, которая в определенные периоды нашего времени была эталоном внешности, является Венера с картины Сандро Ботичелли "Рождение Венеры", написанной в 1485 году. Венера наполнена покоем, ее лицо имеет прекрасные удлиненные узкие геометрические формы с отточенными чертами. Большой интерес к красоте, характерный для эпохи Возрождения, наилучшим образом можно проиллюстрировать работами итальянского монаха Анджело Фиренцуло, который изложил критерии красоты для каждой части женского тела. Подобное пристрастие к красоте в период Возрождения позднее было подвергнуто критике, в том числе философом XIX века Джоном Раскиным, который характеризовал такой подход как абсолютное упадничество. В истории искусства каждая последующая эпоха обычно сильно контрастирует с предшествующей. Так произошло и после Возрождения, в период Маньеризма (примерно 1520-1600), в течение которого идеалы красоты сильно отличались от идеалов Возрождения. Эль Греко и Микеланджело изображали грациозных, стройных женщин с длинными шеями. У них было много общего с критериями, предъявляемыми к эталонам красоты XX века. В течение последующего Барокко идеальная женщина виделась физически здоровой, с округлыми пышными формами, энергичной и бодрой, производящей впечатление целостности и ума. Этот тип женщин характерен для Рубенса. В Елизаветинскую эру XVI века идеалы красоты диктовала сама королева Елизавета I. Она носила корсет с деревянными ребрами и туфли на высоких каблуках, подчеркивающие ее рост и фигуру. В "осенний" период своей жизни она старалась скрыть старение кожи косметикой и красила волосы. Период Неоклассицизма в середине XVIII века ознаменовал возвращение к старым греческим идеалам. Одним из основных представителей этого направления был Иоган Винкельман (Johan Vinchelman) (1717-1768). Он утверждал, что идеальной красоты можно достичь только путем сочетания качеств нескольких различных моделей. Винкельман описал идеалы красоты Классической Греции даже с большими подробностями, чем сами древние греки. В XIX веке мода стала подчеркивать сексуальность и чувственность в большей степени, чем когда-либо прежде. Стиль одежды с длинными затянутыми "осиными" талиями имел своей целью подчеркнуть грудь и оставить обширное пространство вокруг бедер. Буржуазное раскрепощение женщины в середине XIX века привело к тому, что она стала игнорировать желания мужчин и устанавливать свои собственные идеалы красоты. С появлением кинокамеры и развитием передовых средств связи и обмена информацией идеалы красоты стали устанавливать "профессиональные красавицы" из мира кино и моды. По материалам "Энциклопедии пластической хирургии" Пера Хедена. |
||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||